Элективный курс «Лес и человек»
(авторы: Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Сиротин В.И.)
35 часов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Винокуровой Н.Ф., Камериловой Г.С., Николиной В.В., Сиротина В.И. (Программы элективных курсов. География. Профильное обучение/авт.-сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2008).
Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира. Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой.
Включение в содержание школьного географического образования курса «Лес и человек» - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, связан с экологическими курсами и школьным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Другой специфической чертой курса является ориентация на личность школьника, его потребности, интересы, ценности.
Научными основами курса являются учение Г.Ф. Морозова о лесе; В.Н. Сукачева, разработавшего основы лесной биогеоценологии; Ю.А. Исакова об общих закономерностях динамики растительных сообществ; А.Г. Исаченко об основах ландшафтоведения и физико-географического районирования, а также основные принципы лесного законодательства.
Основной целью курса является развитие познавательного интереса к лесу, углубление и обобщение знаний по данной проблеме, формирование умений и навыков по изучению леса, поведению в лесу и охране леса, развитие опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Содержание курса имеет профориентационную направленность. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности.
Задачи курса:
- сформировать и развить систему знаний о значении леса в жизни человека, об основных лесных сообществах планеты, о видах лесопользования, об экологических проблемах и путях их решения, в том числе и на территории своей местности;
- развить умения творческого, исследовательского характера, связанные с оценкой рациональности лесопользования; навыки безопасного поведения в лесу; готовность к практическим делам;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к лесу, желание сохранить лесной покров своего района, края, России, мира.
- освоение общих и специальных методов и приемов экспериментальной работы, направленных на актуализацию и развитие знаний в области лесоведения, развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. |