Агрегатные состояния вещества
План проведения урока по физике в 8 классе по теме:
"Агрегатные состояния вещества. Плавление и
отвердевание кристаллических тел."
СЛАЙД 1.
1. Орг. мом.
Учитель: Мы завершили изучение темы "Тепловые
явления" и переходим к изучению новой. Посмотрев на эту картину вы уже
должны понять о чем пойдет речь. А пока послушайте стих.
СЛАЙД 2, 3, 4,5. (читаю стих)
Учитель: О каких физических явлениях в этом стихотворении
идет речь?
Ученик: Об испарении, конденсации, плавлении.
Учитель: Об этих явлениях
вы проходили по географии и называли круговорот в природе.
СЛАЙД 6.
Учитель: (по слайду 2) В кружочках мы видим букву Т- твердое,
Ж-жидкое, Г- газообразное. Что я назвала?
Ученик: Вы назвали агрегатные состояния вещества.
СЛАЙД 7.
Учитель: Итак тема нашего урока… ( записываю на доске и дети
вместе со мной).
На какие знания мы должны основываться для изучения этой
темы? Послушайте афоризм англ. философа ( читаю ).
Ученик: Молекулы.
СЛАЙД 8.
Учитель: Цель урока
(по слайду 5).
СЛАЙД 9.
Учитель: Посмотрим на расположение молекул.
Ученик: (Рассказывает по слайду о расположении молекул.)
ДЕМОНСТРАЦИЯ плавления свечи.
Учитель: А теперь посмотрим следующий видеоролик.
СЛАЙД 10.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученик: От движения
молекул и от их взаимного расположения зависит в каком агрегатном состоянии
находится вещество.
Учитель: Переходы из одного состояния в другое играют важную
роль не только в природе, но и в технике. Давайте приведем примеры.
Ученик: 1. Например, превратив воду в пар, мы можем
использовать его затем в паровых турбинах в электростанциях.
2. Расплавляя металлы на заводах, мы получаем возможность
изготовить из них различные сплавы: сталь, чугун, латунь.
СЛАЙД 11.
Учитель: А вот теперь мы сможем сказать ,что такое
плавление, и что такое кристаллизация или отвердевание. Записываем в тетради.
(Ученики записывают)
Учитель: Мы с Юлией Мироновой проводили опыт после
занятий, она расскажет о результатах.
СЛАЙД 12.
Ученик: Миронова:
Мы наполнили колбу мелкими кусочками льда, в течении
нескольких минут наблюдали какие изменения будут с ней происходить, как будет
изменяться ее температура с течением времени. У нас получились результаты с
помощью которых мы построили график зависимости температуры от времени.
СЛАЙД 13.
Учитель: (Объясняет график) ( О нуле градусов).
Какой вывод можно сделать?
СЛАЙД 14.
Ученик: Температура при которой лед плавится и отвердевает
это 00 С.
Учитель: Давайте посмотрим еще один видеоролик, где
отчетливо видно плавление и отвердевание кристаллического вещества.
СЛАЙД 15.
Учитель: (Определение температуры кипения) Записываем в
тетради.
СЛАЙД 16.
РЕЛАКСАЦИЯ
Учитель: А теперь посмотрим видеоролик. Будьте внимательны,
чтобы сделать вывод.
СЛАЙД 17.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученик: При сильном давлении проволокой, происходит
нагревание льда, а при нагревании скорость молекул увеличивается, что приводит
к ослаблению связей между молекулами и разрушению кристаллической решетки. При
кристаллизации скорость молекул уменьшается и происходит обратный процесс.
Работа с учебником.
Учитель: А теперь рассмотрим таблицу температур плавления и
отвердевания некоторых веществ на стр. 32. И обратите внимание
на температуру плавления металлов.
Небольшое сообщение о плавлении металлов расскажет нам
Баяндурян Лиана.
СЛАЙД 18.
Ученик: Баяндурян. Металлы, плавящиеся при температуре выше
16500 С, называются тугоплавкими (титан, хром, вольфрам). Тугоплавкие металлы
используют в качестве жаропрочных материалов в самолетостроении, ракетной и
космической технике атомной энергетике. В термометрах используют спирт и ртуть.
Например, температура плавления спирта – 1140 С, т.е. остается жидким при очень
низких температурах. А так как принцип работы термометров основан на свойстве
жидкостей расширяться при повышении температуры, то спиртовые термометры можно
использовать для измерения температур ниже – 390 С ( температура отвердевания
ртути).
Учитель: А теперь решим качественные задачи
СЛАЙД 19.
Учитель: (Читает).
Ученик: 1. Да, т.к. у меди температура плавления 10850 С, а
у алюминия 6600 С.
2. Лед будет находиться одновременно в жидком и твердом
состояниях, дальнейшего плавления или отвердевания происходить не будет. Для
дальнейшего плавления необходимо увеличение температуры.
3. Нет, не останется в твердом состоянии, т.к. температура у
цинка 4200 С, а у свинца 3270 С.
4. Золото находится в твердом состоянии , т.к. температура
плавления золота 10640 С.
Учитель: А теперь тестовое задание.
СЛАЙД 20.
Учитель: Поменяемся работами и проверим, вот коды правильных
ответов.
СЛАЙД 21.
Учитель: Собрали тесты.
ИТОГ: Что мы сегодня изучили?
Ученик: (Отвечают).
Учитель: Задания на дом.
СЛАЙД 22.
Учитель: За сегодняшний урок получили оценки…
|