МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (по В. Г. Щур)
Цель: Исследование самооценки детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста.
Ребенку предлагается рисунок лестницы (6 ступенек) и дается
следующая инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На ней разместили всех детей на
свете. На верхней ступеньке стоят самые хорошие дети, потом хорошие, потом не
очень хорошие, потом нехорошие дети, потом плохие и потом самые плохие. Покажи,
на какой ступеньке стоишь ты». Далее ребенку предлагается определить, куда его
поставят мама, папа, друзья и т.д. Применяются шкалы с различными
характеристиками, например, «умный - глупый», «добрый - злой» и т.д.
Анализ результатов
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с
различных позиций по всем уровням (самый умный, самый добрый и т.п.). Низкие
самооценки указывают на наличие внутриличностных и межличностных конфликтов.
Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при
которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части
лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если
ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка
завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих
недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем
других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться
причиной асоциальных реакций ребенка.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной
самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность
в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же,
как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен
психологически, эмоционально благополучен. |