Методика изучения словесно - логического
мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры
интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей
понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оборудование: опросник, включающий четыре
вербальных субтеста.
Описание методики: в методику входят задания четырех типов, направленные
на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с
вербальным материалом. Каждый субтест включает 10
заданий.
В
состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков
дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших
понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.
Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его
проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения
существенных признаков предметов и
явлений.
Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют
умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной
ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти
заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы
ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной
работы.
Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим
психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление
инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают
про себя). Наибольшие сложности у
школьников обычно вызывает третий
субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.
Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.
Обработка
полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным
баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в
соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.
№
|
1 субтест
|
2 субтест
|
3 субтест
|
4 субтест
|
1
|
1.9
|
2.6
|
2.0
|
2.6
|
2
|
2.8
|
2.3
|
2.4
|
3.0
|
3
|
2.7
|
2.7
|
2.2
|
2.1
|
4
|
2.3
|
2.6
|
2.6
|
2.2
|
5
|
2.6
|
2.4
|
2.4
|
2.6
|
6
|
2.2
|
2.5
|
2.1
|
3.0
|
7
|
2.8
|
2.3
|
2.5
|
2.8
|
8
|
3.4
|
2.5
|
2.2
|
2.2
|
9
|
2.8
|
3.0
|
2.2
|
2.4
|
10
|
2.6
|
2.7
|
2.2
|
2.2
|
Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов,
полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные
по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:
для 1 и 2 субтеста —
26 баллов;
для 3 субтеста — 23
балла;
для 4 субтеста — 25
баллов.
Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту
в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень
развития, словесно-логического
мышления школьников:
100—75 баллов —
высокий уровень развития;
74—50 баллов —
средний уровень развития;
49—25 баллов — низкий уровень
развития.
Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных
данных возможен в рамках общей
сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому
субтесту, но и отмечаются номера заданий,
с которыми не справился школьник.
Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки
в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если
же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями
субтеста, мы можем говорить не только
о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения
существенных признаков.
Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным
выше причинам). Наиболее информативными именно с
точки зрения владения операцией
обобщения и сравнения являются остальные задания.
Третий субтест на практике
часто оказывается наиболее сложным для
младших школьников. Это связано как
с достаточно необычной формой построения заданий, так и с
теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с
точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной
интеллектуальной деятельности,
наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной
внеучебной деятельности.
При выполнении заданий
четвертого субтеста дети часто допускают
ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира.
Они также информативны с точки
зрения запаса знаний ребенка.
В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с
общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представлениё и
анализ групповых данных. Анализ
результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического
процесса. Прежде всего, результаты
фиксируются в следующих сводных таблицах: |